Фото: Игорь Аксеновский

За последние годы в Вологде качественно изменился подход к процессу зимней уборки и применению техники. Теперь борьба со снегом и льдом на городских улицах стала гораздо эффективнее, отмечают специалисты.

От простого к сложному

С ноября все городские службы перешли на зимний режим работы. Сегодня технологии и опыт позволяют сделать это достаточно быстро. На спецтехнику навешивается зимнее оборудование: отвалы, щетки. На улицы Вологды выводится дополнительные машины: снегоуборочные автомобили со специализированным навесным оборудованием, шнекороторные установки на базе грузовых автомобилей, фронтальные погрузчики, грейдеры, самосвалы и другая техника, предназначенная для содержания улично-дорожной сети и тротуаров. С этого времени ежедневно город от снега и наледи очищает до сотни единиц спецтехники и до 130 работников, выполняющих ручную уборку улиц.

«Конечно, снегоуборочная техника меняется. По сравнению даже с используемой в прошлом десятилетии, она стала более современной. По тротуарам и пешеходным зонам уже не ездят громоздкие уборочные машины, как раньше. Сейчас этим занимается малая, маневренная техника, которая не мешает пешеходам и проходит везде», - говорит исполняющий обязанности руководителя по содержанию улично-дорожной сети и жилищного фонда МКУ «Служба городского хозяйства» Алексей Копничев.

Совершенствование технологии зимней уборки заключается и в применении машин, выполняющих большее количество технологических операций за один проход. То есть стала использоваться более сложная, современная техника с набором операций – речь идет о комбинированных дорожных машинах (КДМ). Ежедневно до 20 таких машин выходит на дороги. Если еще года 3-4 назад они были в основном на базе ЗИЛа, то позже закупили более скоростные - на базе КамАЗа. Впереди у такой машины отвал для уборки снега, внизу есть резина, которая позволяет не портить асфальт, посередине щетка, которая сметает грязь, сзади бункер, куда засыпается реагент. При этом предусмотрена регулировка разбрасываемого количества смеси, водитель может определить, сколько граммов необходимо на тот или иной участок.

Механически посыпают смесью и большинство тротуаров в Вологде. Для этого используются маленькие, юркие тракторы с прицепами, которые приступили к уборке города всего года два назад.

В настоящее время дорожные службы стали активно применять и шнекороторные установки. Когда шнек вращается, его лопасти передвигают снег к центру, а расположенные по центру лопатки выбрасывают его наружу с большой скоростью. Шнекороторы используются для очистки городских улиц, площадей, отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, загребания его в местах заужения, сгребания к бордюрам.

К новому сезону ООО «Магистраль» - компания-подрядчик, выигравшая контракт на содержание городских улиц, подготовила более 120 единиц техники. Кроме того, в этом году приобретены дополнительно восемь машин: шесть самосвалов для вывоза снега, две новые комбинированные машины для уборки улиц.

Надежно и эффективно

В качестве реагента в Вологде уже многие годы используется только соль или ее смесь с песком. Хотя пробовали перейти на новые – жидкие химические. Но они при низких температурах себя не оправдали. Весной вологодские коммунальщики хотят вновь провести такой эксперимент с другими реагентами для обработки проезжей части улиц. Пока же утверждают, что использование песка и песко-соляной смеси – надежно и эффективно. На все применяемые материалы есть сертификаты соответствия.

Все по стандартам

Одним из существенных изменений в зимней уборке стало то, что теперь все дороги очищаются до асфальта. Изменение не новое - введено стандартами еще в 1993 году.  До этого дороги содержались в зимний период под накат.

А с прошлого года в России начали действовать новые, более жесткие, как считают эксперты, правила содержания дорог и улиц. Они пришли на смену стандартам 1993 года. Вступивший в силу новый ГОСТ Р 50597-2017, естественно, внес коррективы в работу. Хотя, как говорят сами коммунальщики, переход не повлек больших сложностей. Ранее эти же стандарты уборки носили рекомендательный характер, сейчас - стали обязательными, прописаны более подробно и точно. При этом усилился и контроль со стороны инспектирующих органов.

Одним из главных условий при работе дорожных служб является безопасность участников дорожного движения и пешеходов. Поэтому основное количество техники выходит на работу ночью.

Новое лицо города

Качественно убирать снег в микрорайонах позволяет слаженная работа коммунальщиков с ТОСами, управляющими компаниями, взаимодействие с ГИБДД. В частности, госавтоинспекторы помогают найти собственников, которые оставляют транспорт в неположенном месте, затрудняя уборку.

К слову, именно припаркованная техника – серьезная проблема для коммунальщиков. Для того чтобы ее решить, Мэр города Сергей Воропанов поручил скорректировать схему уборки города и на самых проблемных участках установить временные знаки, ограничивающие парковку. В прошлом году в их числе оказались 9 улиц, в текущем – уже 12. На них установят более 150 различных дорожных знаков для отработки двух схем разгрузки придорожных парковок: по четным и нечетным дням и по дням недели.

«Качество уборки в последнее время стало намного лучше, возросли объемы оказываемых услуг. Конечно, обращения от граждан в дежурную службу поступают, и специалисты на них стараются отреагировать как можно быстрее. Вывозят огромное количество снега. На сегодняшний день вывезено уже более 130 тысяч тонн. За весь сезон эта цифра превысит 200 тысяч тонн снега, - добавляет Алексей Копничев. - Все это стало возможным благодаря комплексу предпринимаемых мер».

Один из важнейших шагов на этом пути был сделан в прошлом году. Как пояснили в департаменте городского хозяйства Администрации Вологды, раньше по контракту ООО «Магистраль» убирала улицы раз в три дня. Опыт предыдущих лет показал, что этого недостаточно. В результате был заключен дополнительный контракт. На очистку города машины и дворники выходят теперь ежедневно

Надежда Шестакова