Лариса Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России.

За последние годы Вологодская область, еще недавно находившаяся в преддефолтном состоянии, сделала серьезный рывок из долговой ямы к бюджету развития, который составит на предстоящие три года порядка 54 миллиардов рублей. О том, насколько ценным этот опыт оказался в масштабах страны, за счет чего области удается привлекать серьезную финансовую поддержку из федерального бюджета, журналист газеты «Красный Север» поговорил с директором Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России Ларисой Ерошкиной.

 

ДОХОДЫ РЕГИОНОВ РАСТУТ

- Лариса Александровна, как исполняются бюджеты субъектов Российской Федерации? Что происходит с объемом государственного долга?

- Первое, о чем хочется сказать: в минувшем году регионы добились беспрецедентного превышения доходов над расходами. Впервые с 2007 года благодаря мероприятиям, проводимыми регионами по мобилизации доходов, этот показатель превысил 510 миллиардов рублей. В целом за отчетный год достигнут прирост доходов к 2017 году на 15%, по расходам - на 10%. Впервые за последние 10 лет мы говорим не только об увеличении расходов социальной направленности (заработной платы, мер социальной поддержки и так далее), но и инвестиционного характера.

Продолжена тенденция, начатая в 2017 году, по снижению уровня государственного долга. На начало нынешнего года его доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов по всем субъектам РФ сократилась на 5% и составила 25,9%.

Превышение доходов над расходами позволило сформировать ресурсы, переходящие на 2019 год в виде остатков на счетах для начала реализации крупномасштабных задач национальных проектов.

По итогам первого полугодия ситуация с исполнением бюджетов регионов продолжает положительную динамику прошлого года. Государственный долг регионов также постепенно сокращается. С начала года его уровень снизился на 7%.

- Если вспомнить совсем недавнюю историю, когда в 2010-2011 годах Вологодчина оказалась в числе регионов, наиболее пострадавших от финансово-экономического кризиса: насколько трудным было тогда финансовое положение области?

- Традиционно экономика Вологодской области зависит от внешнеэкономической коньюнктуры, поскольку порядка 50% в ее структуре приходится на обрабатывающее производство, прежде всего металлургию и химическую отрасль.

Поэтому бюджет Вологодской области ощутил на себе максимальное проявление экономических кризисов последних двух десятилетий. Были периоды, когда регион терял более 1/3 налоговых и неналоговых доходов. И выход на докризисную планку по собственным доходам затянулся на долгие годы.

В качестве инструмента поддержки социально-экономических процессов область была вынуждена использовать заемные средства. В результате государственный долг к началу 2014 года достиг критического уровня - его объем сравнялся с объемом поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет. Это был наихудший уровень среди регионов округа. И вопрос сокращения государственного долга стал одной из основных задач.

От правительства области потребовалось принятие комплекса своевременных мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Принятая в 2012 году антикризисная программа, направленная на увеличение доходной базы, повышение эффективности бюджетных расходов и снижение долговой нагрузки, смогла вывести бюджет области из преддефолтного состояния.

Потребовалась серьезная политическая воля губернатора области Олега Кувшинникова для того, чтобы принять сложные решения, провести разъяснительную работу перед органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, общественностью, населением региона.

ПОДДЕРЖКА ФЕДЕРАЦИИ ПОМОГЛА

- Помимо собственной антикризисной программы, за последние годы Вологодская область получила весомую финансовую поддержку из федерального бюджета. Понятно, что кому попало такие серьезные суммы не доверят. Может ли это свидетельствовать о высоком качестве управления региональными финансами?

- Действительно, с 2014 года на замещение долговых обязательств Вологодской области из федерального бюджета выделено бюджетных кредитов на сумму свыше 26 миллиардов рублей. Это стало возможным благодаря выполнению условий соглашений с Минфином. Они были жесткими, но Вологодская область с этой задачей справилась. При этом регион ни разу не нарушил условия предоставления бюджетных кредитов.

Многие субъекты Федерации продолжали увеличивать государственный долг. Вологодская область, в свою очередь, продемонстрировала всем регионам, что при последовательных шагах, принятии жестких антикризисных мер, возможно выбраться из долговой ямы. Отмечу, что область одной из первых в России пошла на формирование профицитного бюджета и сделала реальные шаги по снижению государственного долга.

По итогам 2018 года Вологодчина вместе с Ленинградской областью находится на первом месте среди субъектов СЗФО по абсолютной величине профицита консолидированного бюджета. За 2018 год этот показатель составил 15 миллиардов рублей, или 19% от объема налоговых и неналоговых доходов. Это десятое место среди всех регионов страны.

С 2015 года начато погашение накопившегося государственного долга. Теперь он составляет менее трети собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета. За четыре года погашено свыше 14 миллиардов рублей. В 2018 году по уровню долговой нагрузки среди субъектов Российской Федерации Вологодчина поднялась на 25 место. А ведь еще шесть лет назад в этом рейтинге область занимала 81 позицию.

Более того, к началу 2018 года Вологодская область опережающими темпами вышла на экономически безопасный уровень государственного долга. Этот показатель доведен до 47,1%. При этом в структуре долга объем рыночных заимствований составил 26%. С 2018 года регион прекратил привлекать банковские кредиты. По итогам семи месяцев нынешнего года область полностью погасила рыночные заимствования, что позволит дополнительно сэкономить на их обслуживании более 400 миллионов рублей.

Все это объясняется выстроенной на Вологодчине надежной и эффективной системой управления государственными и муниципальными финансами.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

- А насколько востребован сегодня опыт правительства Вологодской области по совершенствованию межбюджетных отношений?

- Традиционно команду финансистов Вологодской области отличает высокий профессионализм. Результаты этой работы лучше всего отражают характеристики исполнения бюджета области. За 2018 год прирост доходной базы консолидированного бюджета достиг максимальной за последние 10 лет отметки и составил 24,4% (по субъектам Северо-Запада - 13,8%). Если говорить в конкретных цифрах, то это 15,3 миллиарда рублей. В общей сложности, в бюджет области мобилизован рекордный объем налоговых и неналоговых доходов - 77,8 миллиарда рублей.

При этом 83 субъекта Российской Федерации завершили 2018 год с положительной динамикой при среднем приросте доходной базы бюджетов регионов в 15%. И только восемь регионов получили прирост доходов свыше 20%. В числе их - и Вологодская область.

По динамичности развития доходной базы Вологодская область вошла в десятку лучших регионов России, заняв шестую позицию по темпам роста среди субъектов Российской Федерации и третье место среди субъектов Северо-Запада.

По итогам 2018 года Вологодская области вошла в число регионов, выполнивших все «зарплатные» Указы Президента России.

Регион входит в десятку лидеров в рейтинге эффективности налоговой политики по итогам 2017 года, поднявшись за два последних года с 48-й строчки на шестое место.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Вологодская область вышла на новый виток развития. После успешной реализации антикризисной программы появилась возможность укреплять инфраструктуру и финансировать капитальные расходы. Их доля в региональной казне 2019 года составляет 11%. В том числе это связано и со значительной поддержкой из федерального бюджета на реализацию национальных проектов.

Сильные региональные финансы - это основа стабильности бюджетной системы РФ. Значительные успехи Вологодчины в развитии собственной доходной базы оценены на федеральном уровне - область второй год подряд становится обладателем федерального гранта за достижение наивысших темпов роста экономического и налогового потенциала.

Вологодская область всегда была инициатором опережающего внедрения новаций на своей территории. Безусловно, за эти годы в регионе накоплен опыт по реализации бюджетной, налоговой и долговой политики. Своим передовым опытом в вопросах управления общественными финансами Вологодчина делится не только с субъектами Северо-Запада, но и других федеральных округов.

Достаточно сказать, что финансисты региона приняли участие в разработке программ оздоровления бюджетной системы для семи субъектов Российской Федерации.

Добавлю, что сегодня Вологодская область, безусловно, является одним из лидеров по финансовому управлению, к мнению которого прислушиваются коллеги из других регионов.

Алексей Третьяков